05.08.2012

Экспедиция «По следам Ермака»

430 лет великому походу против сибирского ханства.

Казаки Кемеровского отдела первыми прошли весь путь легендарного покорителя Сибири Ермака Тимофеевича от Пермского края до бескрайней Сибири.

В этом масштабном межрегиональном проекте «По следам Ермака», что потеснил хана Кучума и завоевал для Ивана Грозного Сибирь, участвовало четыре российских региона – Кемеровская, Тюменская, Свердловская области и Пермский край. Инициаторами в этом историческом проекте выступили казаки Кемеровского отдела Сибирского казачьего войска. Они взяли на себя и финансовую часть проекта. Попытки повторить путь Ермака предпринимались неоднократно. Но все это проходило локально, в пределах отдельно взятой губернии. Весь путь не проходил никто. К тому же поход атамана Ермака настолько оброс легендами, что какой-либо карты его движения не сохранилось. Кузбассовцы собрали о походе Ермака все – начиная от исторических сведений и заканчивая народными сказаниями, былинами и вымыслами,  и двинулись в путь.
       Наша группа, а точнее будет сказать команда, состояла из 10 сибирских казаков и трёх журналистов. Перед нами стояла задача: пройти по маршруту Ермака от начала до конца.
       Однозначного маршрута, которым следовал Ермак во время похода на Сибирь, или как раньше говорили «за камень», нет. Существует не одна версия его пути, но мы решили проверить все. Путь не обещал быть лёгким, нас ожидало 11 дней пути, мы должны преодолеть расстояние равное почти 3 тысячам километров.
       На поезде мы прибыли в Пермь, это будет отправная точка нашего маршрута. Посетив самые значимые пермские места, мы отправились на место ночлега. Весь следующий день мы провели в городе Кунгур, основанном ещё в 1663 году. Главное место, которое мы посетили – это «Кунгурская ледяная пещера». Нас, прежде всего, интересовало связь этой пещеры с Ермаком. Согласно народным приданиям, Ермак с казаками останавливались здесь на зимовку и даже оставили здесь клад.
       Версия о том, что Ермаковцы здесь зазимовали, имеет право быть. Так как протяжённость подземных тоннелей составляет 5 км. Так что войско из 840 человек вполне могло здесь поместиться.
       Следующей нашей остановкой был Ермак-камень, стоящий на реке Сылва. Думаю, уже по названию понятно, почему мы сюда приехали. По легенде, Ермак перепутал Сылву с рекой Чусовой и поднялся до этой горы, где и зазимовал. Звучит всё это не слишком правдоподобно, но мы проверяли все существующие версии маршрута Ермака.
       Разумеется, мы решили поднялись на вершину этой скалы. Восхождение нельзя назвать лёгким. Склон изобилует то пологими, то чуть ли не вертикальными подъёмами. Но, несмотря на это, вершина покорилась всем. Сверху открывается  потрясающий вид на реку Сылву.
       Затем мы прибыли в Усолье Строгановых, в одну из столиц их обширных земель. Строгановы непосредственно связаны с Ермаком. В то время они были, если говорить современным языком, промышленными магнатами и мультимиллиардерами. Сначала Ермаковцы охраняли Строгановские земли, а затем собрались в поход на Сибирь. Строгановы это начинание поддержали, обеспечили войско Ермака необходимым оружием и провиантом.
       Из Усолья мы поехали в Орёл-городок, находится он всего в каких-то 5 минутах езды. В 1581 году из него пошёл покорять Сибирь Ермак Тимофеевич со своим войском. В честь этого события здесь стоит что-то вроде обелиска с памятной табличкой и изображением Ермака.
       Из автобуса мы пересели на катер. Нам предстояло 2 часа плыть по реке Чусовая. Вплавь мы отправились для того, чтобы добраться до места, на котором Ермак получил благословение на поход против сибирского ханства. Местом этим является небольшой остров на Чусовой. Там стоит памятная табличка, посвящённая вышеназванному событию и плита с изображением Ермака. Датируется благословение 1 сентября 1581 года.
       Ужинаем и ночуем мы сегодня в Свято – Трифоновском мужском монастыре.
       На следующий день подъём в 5 утра, так как сегодня нас ожидала дальняя дорога. Едем до места нашего основного и наиболее продолжительного отрезка пути. Это сплав по реке Чусовая. Ермак со своей дружиной когда-то плыл по этой реке, по этим же местам. Да уж, много воды утекло с тех пор. Войско Ермака сплавлялось на стругах. Мы же идём на катамаранах.
       Нагрузив наши судна рюкзаками и собой, отчаливаем от берега. На катамаране установлен мотор и уже начинает казаться, что жизнь удалась, но не тут, то было. Чусовая не хочет, чтобы сплав показался нам лёгким. Дело в том, что река обмелела со времён великого похода, поэтому пользы от мотора немного. Постоянно приходится налегать на вёсла, а на особо мелких участках нам и вовсе приходится всем спрыгивать в воду и тащить катамараны самим.
       Таким вот способом за 1ый неполный день мы прошли более 20 километров.
       А тем временем наш сплав продолжался. Нужно рассказать о роскошной природе, которая нас окружала. В основном мы проплывали возле громадных скал, высота некоторых из них превышает 100 метров. Каждой дано своё имя. Таблички с ними прибиты прямо к скалам. Названия даны не просто так. Вот мы проплыли возле камня «Синий», цвет которого отливает синевой; вот камень «Дужной», получивший своё название за дугообразные линии, проходящие по его поверхности.
      Любоваться этими пейзажами можно бесконечно, но вот мотор глохнет, а это значит, что снова на вёсла. Тут уже не до красот природы. Атмосфера накалена до предела, от такой сильной нагрузки постепенно начинают сдавать нервы. Но все помнили, что мы повторяем подвиг Ермаковцев, которым приходилось ещё тяжелее, и с этой мыслью мы продолжаем преодолевать километр за километром.
       Во время похода, маршрут Ермака проходил через реку Серебрянку. По ней казаки прошли немалое расстояние, да к тому же против течения. Мы, в свою очередь, решили попробовать это повторить.
      Доплыв до места, где Серебрянка впадает в Чусовую и пошли против течения. Занятие весьма брутальное. Река настолько мелкая, что невозможно плыть даже на вёслах. Поэтому всё пройденное расстояние, а это больше километра, мы шли, пешком таща наше судно за собой.
      Хотя и во времена Ермака Серебрянка не была глубокой рекой. Струги часто садились на мель. Поэтому мудрый атаман Ермак придумал такой способ передвижения: казаки растягивали парус от берега до берега, перекрывая воде ход, когда в этой запруде набиралось достаточно воды, струги могли сдвинуться с места и проплыть небольшое расстояние. Так Ермак покорил Серебрянку.
Место нашего сегодняшнего ночлега находилось возле камня «Печка». Не нужно обладать большой фантазией, чтобы разглядеть в этом скальном массиве форму русской печи.
      Установив палатки, мы отправились на самую высокую точку на реке Чусовая – это камень «Великан». Высота его составляет 126 метров. На первый взгляд может показаться, что это не так уж и много, но весь путь до вершины составляет 3 километра. Состоит он из постоянных спусков и подъёмов. Тропинка периодически сужается до таких размеров, что и одному человеку трудно пройти. Подъёмы очень круты, а почва под ногами не всегда устойчива. Так что эти 3 километра можно смело считать за 6.

На третий день нашего сплава мы в последний раз наблюдали великолепные виды так полюбившейся нам реки Чусовой. И плывём мы как будто медленней, то ли из-за усталости или же, чтобы подольше побыть здесь ещё.
        Но очередные 30 километров пройдены и мы уже в конечной точке нашего сплава.
        На место нашего очередного ночлега мы приехали после часа ночи. Прямо с утра у нас запланирован подъём на Медведь-камень. На этот раз подъём особенно экстремален. Сначала мы перешли вброд реку Тагил, вода в ней холодная, а течение быстрое. Но на этом испытания не заканчиваются. Теперь прошли сквозь кусты, никакой туристической тропинки здесь нет, поэтому нам приходится быть первопроходцами. Пройдя эти джунгли, мы начинаем подниматься наверх, это нам уже хорошо знакомо.
        Очередная вершина была взята. Как и всегда открылся потрясающий вид. На фоне этого простора явно выделяется один небольшой участок. Трава на нём, судя по всему, уже давно не растёт и, видимо, именно на этом месте располагалось Ермаково городище. Когда-то, стоя на вершине, Медведь – камня, Ермак наблюдал за тем, как его люди строят внизу новые лодки и струги, руководил процессом и отдавал приказания. Обзор отсюда и вправду хорош. Ермак Тимофеевич умел выбирать места для наблюдения.

После многочасовой дороги мы прибыли в славный город Туринск. Здесь  место первой битвы Ермака с сибирскими татарами. Это место когда-то носило название Епанчин-юрт. Ермаковское войско одержало здесь свою первую победу. Татары ничего не могли сделать против хорошо организованных казаков. Для устрашения своих врагов, Ермак сжёг Епанчин-юрт. И только через несколько лет, здесь начал формироваться город Туринск.
        Глядя на ландшафт этой местности, понимаешь, насколько трудно было захватить Епанчин-юрт. А если ещё и подсчитать численность татарского войска, которое было больше Ермаковского в несколько раз, то приходишь к выводу, что это вообще невозможно было сделать. Но они это сделали.
        Вечером мы уже в городе Ирбит. Мало кто знает, что в этом небольшом городе самый большой в России мотоциклетный завод. Именно здесь выпускали и продолжают выпускать знаменитые на весь мир мотоциклы «Урал».
        В Ирбите мы посетили музей мотоциклов. В нём представлены самые популярные и необычные модели.
Следующая точка нашего маршрута – город Тюмень. Здесь состоялась запланированная встреча с местными казаками. С неподдельной радостью встретили они нас. Нам предстоял час свободного времени, для знакомства с городом. Во время этой прогулки, нам попадается памятник Ермаку. К слову сказать, культ Ермака здесь ценится намного больше, чем, к примеру, культ дедушки Ленина. Перебирая в голове все пройденные нами города и сёла, можно вспомнить не больше одного увиденного памятника Ленину, Ермаку же, в каждом городе посвящён какой-либо памятник, начиная от памятных табличек и крестов и заканчивая многометровыми обелисками.
         Последним городом, который нам предстояло посетить, стал Тобольск. Возраст его равен уже 425 годам. И вновь местные братья казаки встречают нас. По этому случаю, Кемеровские казаки  надели парадную форму. С местными казаками мы посетили все значимые места маршрута.
         Всей нашей большой казачьей компанией мы отправились в кремль города Тобольска. По пути к нему к нам присоединились мои коллеги из местных СМИ.
          Для нас провели экскурсию. Кремль, да и вообще весь город очень красив. Множество старых отреставрированных зданий, куча памятников, а количество храмов не поддаётся счёту.
         После кремля мы отправились на Чувашский мыс. Здесь, неподалёку от уже несуществующего города Искер, произошла ещё одна битва между казаками и сибирскими татарами во главе с ханом Кучумом. И вновь победа была за войском Ермака, несмотря на все преимущества татар. Захват Искера оказал сильное влияние на дальнейшее падение Сибирского ханства, так как этот город являлся его столицей.
        Пришло время для последнего пункта нашего пути. Мы добирались до него 11 долгих дней. Здесь завершил свой путь, Ермак, завершаем и мы. Место это называется Вагай. Находится оно в устье одноимённой реки. Ермак с небольшим отрядом остановился здесь на ночёвку. Пока они спали, татары во главе с ханом Кучмом напали на казаков и истребили почти весь отряд. Версий о гибели Ермака тоже несколько: убит во время битвы с татарами; был ранен и, пытаясь доплыть до струга, утонул; перепрыгивал со струга на струг и упал в воду, а из-за золотой кольчуги, подаренной Иваном Грозным, не смог выплыть и утонул. Пусть каждый сам для себя решает, какая из версий верная.
       В память о Ермаке здесь стоит высокий крест. Приехавший по нашей просьбе батюшка прочитал молебен за упокой Ермака.
       Здесь мы узнали то, что нельзя списать на совпадение. Сегодня 5 августа. Ермак погиб в ночь с 5 на 6 августа 1585 года. Никто из нас не знал об этой дате и маршрут не планировался под неё. Это говорит о том, что вся наша экспедиция была не случайной. Есть во всём этом какое-то вмешательство свыше.
       Вот и всё. За плечами 11 насыщенных событиями и приключениями дней. Мы прошли, проехали, проплыли почти 3 тысячи километров. Сделали то, что хотели. Мы напомнили всем о великом подвиге великого человека. Мы прошли путём Ермака от начала до конца, побывав во всех местах, в которых о нём только упоминалось. Каждый из нас тоже совершил подвиг, пусть и для самого себя.

P.S
По возвращению  вспоминали, что в походе было стойкое ощущение того, будто все эти дни они находились в огромном и нескончаемом музее под открытым небом. «Заезжаешь в деревню, - рассказывает руководитель похода Николай Кириченко, а там старинные дома, которым больше сотни лет, еще при Демидове строились… на самогоне! Тертую щебенку перемешивали с яичным желтком, разводили 86-градусным самогоном и возводили по принципу замка – не взорвать. А палаты братьев Строгоновых в Орел-городище!  Правда, там уже развалины – но это история Российской империи.
                         Чтобы завоевать новые территории для Российской империи, Ермаку понадобилось больше двух лет, за что он получил от Ивана Грозного золотую кольчугу – панцирь с бляшками. А царский двор от Ермака –  соболей в немереном количестве и дарственную на Сибирь, что хранится сейчас в Оружейной Палате. Кузбасские казаки прошли этот путь за 12 дней. Реки, горы, переправы и 11 городов. Практически не отдыхали. Физическая нагрузка была такой, что после похода отсыпались два дня подряд. И все же то, что сделал Ермак в конце 1500-х годов, не поддается никакому описанию. К примеру, он со своим малочисленным войском прошел против течения две мощные реки. Кузбасские казаки тоже решили попробовать свои силы и пройти вспять реку Серебрянку на катамаранах. Нельзя сказать, что погорячились, но было тяжеловато.  А чего стоит битва Ермака с Кучумом, когда против 10-тысячного войска татаро – монгол выступило 870 казаков со своим атаманом! Кстати, тактика, которая применялась Ермаком при захвате городов-крепостей, сейчас используется в десантировании.
          На своем пути Ермак посещал скит преподобного Трифона Вятского, ныне действующий мужской монастырь в Пермском крае. По словам кузбасских казаков это настолько замоленное место, что кожей чувствуешь. Там, по приданию, Ермак получил благословение на свой поход. Кузбасских казаков тоже приветливо встретили в ските, разрешили переночевать и накормили в трапезной. И как четыреста лет назад благословили в путь, чтобы воссоздать поход Ермака для следующих поколений.

Посвящается 430летию великого похода Ермака Тимофеевича и сотоварищей против Сибирского ханства.